690002, Россия, Приморский край
пр-т Красного Знамени, 59, оф. 701
тел.: +7 (423) 245-43-75
факс: +7 (423) 242-06-98
e-mail: glh@glh.ru
www.zlhk.ru

Зеленые листья - Пресса

27.08.2013

Газета «Конкурент» о молочной отрасли Приморского края

В молочной отрасли Приморья существует проблема недобросовестной конкуренции. Ассортиментная политика ряда производителей развивается в сторону выпуска продуктов, в которых молока все меньше, а биологических компонентов все больше.

Приморский рынок молочных продуктов динамичен, борьбу за потребителя, за лучшие активы отрасли ведут региональные производители и наступающие федеральные компании. Растущие цены способствуют увеличению емкости и потенциала рынка. Борьба за сырье становится главным фактором, определяющим поведение и стратегии игроков. Проблема возникла вследствие сокращения молочного стада более чем вдвое с начала 90-х. Для ее решения требуются государственная поддержка и значительный приток инвестиций. 

«Новые проекты по строительству в Приморском крае современных мегаферм вселяют оптимизм. Если все, что запланировано, будет реализовано (а для того, чтобы закрыть потребности региона в молоке, нужно построить не меньше пяти мегаферм), то молока собственного производства станет больше, а также существенно улучшится его качество и снизится себестоимость», — уверен Виктор Марченко, председатель совета директоров Группы компаний «Зеленые листья».

Недавно ценники местных продуктов были переписаны в сторону увеличения сразу до 10 руб., и теперь за литр молока потребителям приходится отдавать в среднем по 50-70 руб. В то же время привезенная из других регионов продукция осталась в прежнем ценовом диапазоне. Приморские молочники объясняют удорожание затратами на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, сельскохозяйственную технику и прочее, которые уже не покрываются доходами. А стоимость сырья перевалила отметку в 20 руб. за один литр.

Татьяна Пупкина, председатель СПКХ «Краснореченский»: «Засухи 2011 и 2012 гг. привели к резкому росту стоимости кормов и, как следствие, росту себестоимости производимого молока. А в этом году, наоборот, регулярно идет дождь, и мы не можем приступить к уборке урожая. Что будет с ценами, сказать сложно. Но вряд ли они снизятся». 

Виктор Марченко: «Приморские производители ощущают дефицит сырья. И это существенно ограничивает развитие. Одна из основных причин в том, что в зимние месяцы коров кормят плохо и они дают мало молока, цена на сырье растет. А весной, когда появляется трава, естественного корма становится достаточно, и молока, соответственно, дается больше, чем надо заводам».

Конкуренция с обманом

В сложившихся обстоятельствах большинство перерабатывающих компаний сегодня озабочены поиском новых источников сырья. По мнению экспертов, перерабатывающие предприятия, не имеющие эффективной политики в области формирования собственной сырьевой базы, обречены на вымирание. Крупные компании страдают меньше всего, поскольку имеют обширную сеть партнеров-поставщиков или же скупают районные молокозаводы, которые потом зачастую превращаются в простые пункты сбора сырья. Впрочем, проблему дефицита сырья каждый решает по-своему. «Для того, чтобы решить проблему количества и качества молока для наших предприятий, мы и задумали строительство Инновационного агрокомплекса «Зеленые листья». За счет внедрения новых технологий мы намерены снизить себестоимость производства молока до 8-10 рублей за литр», — признался Марченко. 

Другой вопрос, сможет ли приморская молочка вырабатывать на местном сырье действительно качественную продукцию. По оценкам специалистов, дальневосточное молоко содержит небольшое количество белка. Средний требуемый показатель — 3%, а в регионе — 2,7% или 2,9%. «Сырье в крае не удовлетворяет нас по качеству, и оно очень дорого стоит, что, в свою очередь, влияет на цену нашей продукции. Причина, на мой взгляд, в плохом питании крупного рогатого скота. Ведь проблема «большого молока» существует только в России и странах бывшего СССР», — считает Марченко. 

Игорь Чижик, заместитель директора по маркетингу Арсеньевского молочного комбината: «Трава в Приморском крае отличается от травы, к примеру, на Алтае. Отсюда и разница в содержании белка в молоке. Сегодня вы не увидите в супермаркетах сыры местных производителей, потому что производить такой вид молочного продукта не позволяет качество молока. Если бы кто-нибудь все-таки решился производить сыр, он был бы в два раза дороже и в два раза менее качественный, чем аналогичные продукты из других регионов». 

Развитие молочной переработки сегодня происходит за счет увеличения количества продуктов, содержащих меньше исходного сырья. С применением йодирования молока, витаминизации и т.п. значение живого молока размывается, хотя в рекламных кампаниях значение этих добавок несколько гипертрофируется. Также на качество влияет замена в молоке животных жиров на растительные: сливочное масло из молока убирают, продают его по более высокой цене, а для увеличения жирности добавляют пальмовое масло. 

То же самое происходит и с белком, когда его меняют на соевый. «Соевый белок сам по себе тоже полезен, но тогда нужно на этикетке честно писать, что в молоке присутствует растительный белок. Так что недобросовестная конкуренция в отрасли огорчает. Конкурировать нужно при помощи новых технологий, различных ноу-хау, а не при помощи обмана», — отметил Марченко. 

Государство принимает меры по борьбе с этими тенденциями. Техрегламент на молочную продукцию, например, обязал производителей писать на этикетке информацию о наличии в продукте сухого молока. Но не все соблюдают правила. Это в очередной раз доказали массовые проверки, которые прошли в Приморье весной этого года. 

С видом на экспорт

По мнению экспертов, молочная отрасль в Приморье будет развиваться в том случае, если производственным предприятиям будет оказана поддержка в осуществлении модернизации (доступные кредиты, субсидии, снижение процентных ставок). Проектное финансирование также позволило бы улучшить ситуацию на молочном рынке Приморья. Надеются молочники и на ВТО. 

Виктор Марченко: «Согласно требованиям ВТО мы должны к следующему году сделать очередную модернизацию предприятия. Уверен, что это позволит еще более повысить культуру производства. В этом смысле, на мой взгляд, значительно уменьшатся риски производства некачественных продуктов. Потребитель от этого только выиграет. 

Вообще, вступление в ВТО — это шанс для наших производителей выйти на внешние рынки. Понятно, что для этого мы должны соблюсти целый ряд качественных показателей, внедрить новые технологии, повысить качество. Это требует определенных затрат, но и отдача от расширения географии продаж тоже вырастает значительно. Например, мы создали и запатентовали щадящий способ обработки живого молока: тиндализация, которая позволяет максимально сохранять полезные свойства и значительно увеличить срок хранения, — до 90 дней. На эту технологию мы получили патенты не только в России, но и за рубежом: Японии, Китае, Новой Зеландии, Австралии и странах ЕС. Снятие барьеров позволяет нам выходить с этой продукцией на новые рынки. Что мы и будем делать уже в ближайшее время. Мы рассчитываем, что после ввода в эксплуатацию Инновационного агрокомплекса сроки хранения будут позволять экспортировать молоко на большие расстояния и цена будет ниже, чем сегодня».

Наталья КОМИССАРОВА

газета «Конкурент», 27.08.2013

RU EN